10.12.2021
Константин Эрнст читает книги

Парня справа от меня на этой фотографии зовут Никита. Он студент-дизайнер какого-то московского колледжа. Честно, я даже забыл спросить, какого именно. Так вышло, что из Петербурга я был один, если не считать делегации ИД «Питер», ради которой я и поехал в Москву. Ну, и ради книжной ярмарки «Non/fiction», конечно, в которой участвовал.

По приезде все знакомые спрашивали: «ну, как там Москва?». Я не знаю, что отвечать. Я почти не видел Москвы. Со 2 по 6 декабря, как штык, в 10 утра, выезжал из Красногорска, сначала на маршрутке до метро Тушинская, оттуда прямиком до Китай-города и 3 минуты пешком до Гостиного двора. В 9 вечера всё в обратном порядке. Такая она, моя Москва.

Единственное, чем могу похвастаться, после поезда до выставки оставалось прилично времени, и я, как заядлый книгочей, с вокзала поехал в независимый книжный «Фаланстер» на Тверской улице. Тем и отличаются подобные заведения от сетевых, что в них слово «книжный» важнее слова «магазин». И целью здесь является в первую очередь знание, а не прибыль. Хотя, мы ведь не идеалисты, стоят они очень тесно.

Пока я шел в «Фаланстер», произошла неожиданная встреча. На стене одного из домов, никем не замечаемый, скромно висел портрет Анны Андреевны Ахматовой и как будто говорил: «Я здесь. И частичка Петербурга со мной».

«Ну, а выставка как прошла?». У меня – хорошо. И опять, трудно. Нет ответа, который удовлетворил бы всех. Я отправлялся на выставку за эмоциями, опытом работы в торговле книгами, да и просто, осуществить мечту.

Впервые я попал на «Нон-фикшн» в 2019 году, но как книжный турист. Походил, посмотрел, вроде что-то купил, но совершенно точно понял: нужно сюда вернуться – обязательно. И вернулся спустя 2 года.

Вот за плечами уже участие в 2 выставках, и в обеих весной: «Книги.Кофе.Весна» и «Книжный салон». Ну и законченные 2 курса института, куда без них.

Меня как будто осенило на «Нон-фикшне». Все эти книжные выставки, на самом деле, существуют не для обмена денег на книги. Целью их является общение, понимаешь это только спустя два года пандемии. Здесь собираются издатели, чтобы пообщаться между собой, оценить друг друга, купить права на перевод. Лично видел редактора детской литературы, которая с горящими глазами подбежала к стенду своего издательства со словами: «Там у французов такие классные каталоги! Обязательно нужно брать».

Самое главное, ты понимаешь, что мир хорош, и в нем не всё потеряно, когда на твой стенд приходят бабушки и говорят: «Я хочу купить внуку книгу, он живет в Швейцарии. Там совсем русских книг нет, поэтому я собираю посылку ему. Уже 25 килограммов набрала». Или, по-видимому, супружеская пара с несколько месячным ребенком, в которой женщина говорит: «Все мои домашние тяжко вздыхают, когда я покупаю новую книгу. У нас в квартире отдельная комната под библиотеку – 20 квадратов». Ну и самый апофеоз, когда ты наливаешь в кладовке стенда чай в термос, выглядываешь, а вокруг стенда тесным рядом стоят люди, и нескончаемым потоком они меняются в этом строю. Вдруг, ты замечаешь высокого мужчину, неярко одетого в защитной маске почти по глаза. Он взмахивает пышной шевелюрой, быстро-быстро моргает и только по этим двум жестам ты понимаешь, что на твоем стенде сейчас покупает книги генеральный директор Первого Канала Константин Эрнст. Практически не листая их, судя по обложке, он набирает две полные сумки и идет к следующему стенду. Его место в тесном ряду занимает другой человек, а бывшие соседи и не подозревают, кто только что покупал около них книги.

Теперь «я вернулся в мой город, знакомый до слез» и пишу этот текст. Любите книги и читайте их. Верьте в свои мечты и упорно идите к ним! Я поверил, и моя мечта сбылась.

Арсений Стаканов