Кафедра полиграфического оборудования и управления (ПОиУ) образовалась в 2013 году после слияния кафедры автоматизированного полиграфического оборудования (АПО) и менеджмента и маркетинга в печатном деле (ММПД). Предпосылкой для объединения этих двух направлений подготовки стали объективные изменения на полиграфических предприятиях, обусловленные развитием рыночных отношений, ростом конкурентоспособности и повышением технического уровня полиграфического производства.
Подходы, необходимые для формирования квалифицированных работников отрасли, совпадают с тенденциями и перспективами развития полиграфического оборудования. В связи с чем в учебный план включен комплекс дисциплин по системам автоматизированного управления, электротехники, схемотехники, оптики и электронных устройств, а также изучение теории цвета и формирования цветных изображений. Удачным с позиций действующего полиграфического предприятия является и совмещенное изучение конструкции полиграфических машин и соответствующих технологических процессов.
Так как подготовка специалистов на современном этапе невозможна без знания программного обеспечения, в учебный процесс интенсивно вводится изучение таких программных продуктов, как MATLAB и КОМПАС‑3D.
Знание программы MATLAB позволяет в полной мере освоить методику расчета и проектирования автоматизированных систем управления, а программа КОМПАС‑3D готовит студентов к работе в сфере автоматизированного проектирования узлов, блоков и деталей полиграфического оборудования.
На сегодняшнем этапе деятельности в отрасли в качестве технологического оборудования используют главным образом импортные машины, которые отличаются высокой стоимостью, а поэтому имеют длительные сроки амортизации и окупаемости. Значительное количество действующих предприятий вынуждено работать с физически изношенным и морально устаревшим оборудованием. В связи с этим на предприятиях полиграфической отрасли проводятся работы как по техническому перевооружению производства, так и по модернизации технологических машин и совершенствованию системы ремонта и обслуживания оборудования.
Кафедра проводит лекционные, практические и лабораторные занятия как по дисциплинам собственных выпускных направлений, так и для других направлений высшей школы. Кафедра уделяет большое внимание организации учебного процесса, ориентируясь на требования, которые выдвигает полиграфическая отрасль и рынок полиграфических продуктов.
О направлениях подготовки
На кафедре ПОиУ реализуются две программы высшего образования:
15.03.02 Технологические машины и оборудование
Профиль: Принтмндиасистемы и комплексы
Сфера профессиональной деятельности бакалавров — проектирование и формирование оптимального состава оборудования полиграфических предприятий, модернизация, диагностика, сервисное и техническое обслуживание печатного, допечатного и послепечатного оборудования, организация производственных процессов. Уровень подготовки позволяет работать с любым автоматизированным и компьютеризированным технологическим оборудованием.
38.03.02 Менеджмент
Профиль: Менеджмент в медиабизнесе и полиграфии
Программа предназначена для подготовки бакалавров в сфере управления коллективами медиакомпаний (телевидение, радио, Интернет‑порталы, рекламные и ивент‑агентства) и полиграфических предприятий. Студенты обучаются принимать управленческие решения на основе самостоятельного анализа стратегий, бизнес‑процессов, маркетинговых планов, диагностировать любые проблемы в компании, организовывать работу персонала в соответствии с целями и ресурсами фирмы.
Партнеры и перспективы
Кафедра поддерживает и развивает продолжительные деловые отношения с такими зарубежными фирмами и их представительствами в РФ, как Heidelberg, Manroland, Koenig&Bauer, BOBST, MullerMartini, KOLBUS и многими другими.
Сотрудники кафедры принимают участие в международных, федеральных и городских выставках по полиграфии.
Студенты кафедры под руководством преподавателей принимают активное участие в различных научных и отраслевых конференциях, семинарах и форумах.
На конференции «Новые технологии в производстве полиграфической продукции производственно‑технического назначения» студенты знакомятся с руководителями ведущих типографий, с представителями «Союза полиграфистов Санкт‑Петербурга», «Клуба директоров цифровых типографий Санкт‑Петербурга» и т. д.
Каждый год студенты становятся волонтерами на Петербургском полиграфическом форуме «PRINT PARK».
Студенты и преподаватели участвуют в мастер‑классах и в деловых программах форума на тему «Анализ состояния полиграфической промышленности страны», а также принимают участие в круглых столах и обсуждениях отраслевых докладов по актуальным темам деятельности полиграфических компаний.
Научная работа
На кафедре ведется достаточно интенсивная научная работа, как по тематике, напрямую связанной с полиграфией, так и по другим направлениям, в соответствии с интересами её сотрудников. Преподаватели выступают на региональных и международных конференциях, на кафедре регулярно проходят научные и методические семинары. В последнее время предметом наиболее активного обсуждения являются вопросы обработки изобразительной информации. В результате работы над этим направлением получены интересные результаты.
Специалистами кафедры полиграфического оборудования и управления проводятся исследования по таким научным направлениям, как:
- разработка и исследование методов автотипного растрирования;
- разработка методов синтеза алгоритмов цифрового управления технологическим оборудованием;
- допечатная обработка цифровой иллюстрационной и текстовой информации. Научный руководитель А. А. Щаденко, доцент, кандидат технических наук;
- разработка аналитического инструментария стратегического менеджмента и маркетинга предприятия с учетом стохастического характера параметров внешней среды;
- модели и методы оценки и оптимального управления рисками издательско‑полиграфического предприятия;
- квантовая оптика и теория информации. Научный руководитель В. Н. Горбачев, доцент, кандидат физ.‑мат. наук;
- модели и методы управления рисками виртуальных издательско‑полиграфических предприятий. Научный руководитель Е. Ю. Тараненко, доцент, кандидат экономических наук;
- разработка методики оценки инвестиционной привлекательности издательско‑полиграфических предприятий. Научный руководитель И. М. Мелешкина, доцент, кандидат экономических наук;
- разработка алгоритма определения показателей производственно‑экономического развития полиграфического предприятия с использованием двухфакторных моделей производственной функции и детальных экономико‑математических моделей.