Очередная Всероссийская научная конференция «Печать и слово Санкт-Петербурга: петербургские чтения — 2021» проходила в юбилейный для Высшей школы печати и медиатехнологий год, год семидесятипятилетия со дня ее основания.
Тем приятнее отметить, что, вопреки непростым обстоятельствам пандемического года, очередные петербургские чтения прошли успешно. Более того, если одним словом выразить атмосферу конференции, то это слово — «воодушевление», так сочли многие ее участники. В чем причины такой оценки? Безусловно, это уровень самих докладов (видимо, тексты были отточены авторами за время, «подаренное» изоляцией), но, возможно, этот успех обеспечила потребность в живом, хотя и дистанционном, общении. Привычный формат обрел неожиданную новизну, оказавшись вне зоны комфорта.
Теперь несколько фактов и цифр. В конференции в той или иной форме приняли участие 66 исследователей (35 в Zoom, 22 заочно и 9 очно). Экран не помешал активному диалогу и многочисленным вопросам. Говоря о содержательной стороне, упомянем, что заседания проходили по соответствующим секциям:
Однако, судя по прозвучавшим докладам, темы и проблемы, независимо от названия секций, пересекались и взаимодополнялись. Практически в каждой из них нашлось место для отражения новой реальности, а именно цифровизации книгоиздания, книгораспространения и обучения. Это доклады Н. В. Авериной «Электронные издания в современном издательском деле», В. В. Сперанской «Цифровые технологии в помощь инклюзии», О. Ж. Воронцовой «Реализация дистанционных технологий в научно-образовательной среде ВУЗа», Е. Л. Ященко «Сетевая культура как реорганизатор современного общества (цифровые образовательные площадки)» и Р. Г. Иванян «Онлайн солидарность как часть сетевой культуры».
Многие исследования обращены к истории, в том числе событиям и явлениям культуры советского периода. Подходы к ним можно уподобить методу глубокого бурения, когда керн достает небольшой объем породы, дополняющей и углубляющей представления о скрытых от глаз процессах. Таковы, например, наблюдения Е. С. Сониной над спецификой изображений памятников Петру Великому в петербургской печати. Или «Иллюстрации А. П. Боголюбова к путеводителю “Волга от Твери до Астрахани (1862)”» М. В. Посохиной. Н. А. Гринченко представляет издателя, книгопродавца и организатора книжного дела в России — Н. О. Фену (1870-1890 гг.). А. И. Герцену посвящена работа М. Д. Кузьминой,
М. Ю. Лермонтову — М. С. Беляева, М. Ю. Данилевская вскрыла причины литературного конфликта Некрасова и Белинского, «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского посвящено исследование Г. В. Федяновой. Е. В. Петровская рассмотрела «Метафорику еды в произведениях Л. Н. Толстого…». Не остались без внимания и литераторы более близкого нам периода — предреволюционного и советского. Это Н. О. Оцуп, М. Зощенко, Е. Замятин, С. Довлатов, А. Грин,
Б. Окуджава, К. Паустовский. Устоявшиеся представления о творчестве каждого из них дополнены значимыми деталями (например «цветопись» в поэзии Б. Окуджавы — Е. Е. Дмитриева, или «ситуации винопития»
у А. Грина — О. А. Дмитриева).
Особо следует упомянуть глубокое исследование А. В. Смирнова «Советская школьная живопись: между историей и памятью». Не менее интересно представленный М. Н. Федотовской опыт социологического исследования: «Проза Достоевского глазами читателя XXI века». Конечно, во многих прозвучавших докладах нашли отражение и реалии современной культурной жизни. Среди них можно выделить работы К. Д. Гордович «Особенности самосознания молодых героев современной прозы», Д. Ю. Кондаковой «Петербург в современной русской автобиографической прозе». Динамика современной языковой системы представлена в широком диапазоне — от религиозной ономастики до речевого потенциала некоторых жаргонизмов — в докладах П. А. Якимова и Е. Б. Кузнецовой.
С особым вниманием слушали собравшиеся сообщение Н. В. Федоровой «Специальные виды изданий в проектной деятельности СПбГБУК ГСЦБС», открывая для себя, по признанию участников, особый мир особой группы изданий, по уровню креативности опережающей другие, что убедительно подтвердила презентация. Но главное, что привлекло внимание — социальный масштаб деятельности библиотеки, его гуманитарное содержание.
В конференции приняли участие и петербургские авторы, и ученые из других российских городов — Москва, Архангельск, Самара, Чебоксары, Нижний Новгород, Оренбург, Симферополь, — а также из других стран: Польша, Эстония, Чехия, Украина.