11.12.2019
Редакторы в Москве. «Non/fiction 2019» и не только

Путем Радищева — из Санкт-Петербурга в Москву — проехали студенты первого и второго курса направления «Издательское дело», чтобы попасть на книжную выставку «Non/fiction 2019» и в московский музей книги.

Место сбора: у бюста Петра Великого на Московском вокзале. Пробила полночь, и двадцать жаждущих приключений студентов с преподавателем Ольгой Анатольевной Старковской садятся в поезд Таллин-Москва. Не спим мы долго, все делятся пожеланиями, кто какую книжку хочет купить на выставке.

На следующее утро мы уже в Москве. Кто-то очень остроумный, выходя с Ленинградского вокзала, начинает петь «У Курского вокзала стою я молодой». Но после строго взгляда преподавателя, пение прекращается.

Московское метро заслуживает, пожалуй, отдельного упоминания. Это поистине подземный город! В сравнении наш метрополитен — примитив. Хитросплетения веток и станций обновляются каждый год, а в вагонах (по сути, в московских поездах один сплошной проходной вагон) есть разъемы для зарядки гаджетов. Но иногда попадаются старые родные поезда, и слеза проступает — как дома.

«В местной архитектуре никакой эстетики. Почему здесь красивые дома перемежаются с многоэтажками и какими-то офисными постройками?! Всё вперемешку», — коренная петербурженка, как истинный представитель своего города, жалуется на ансамбль Москвы. В чем-то она права: приехав в деловой символ столицы — район «Москва-сити», вы будто попадаете в XXII век, настолько здесь всё футуристично. Вдруг ловишь себя на мысли: «Я хочу работать здесь. Неважно кем, но хочу ощущать себя частью этой машины времени». Подняв голову, видишь, как в облаках исчезают последние этажи башни, вечером это смотрится особенно красиво, полностью стеклянные здания горят разноцветными огнями. Но в пятидесяти метрах виднеются панельные многоэтажки. И всё сразу встает на свои места: на дворе не 2119...

Но вот мы уже на Красной площади — главной достопримечательности столицы и, не побоюсь, России в целом. Посередине площади уже поставили огромный каток, вокруг огоньки, напоминающие о приближении Нового года. Если честно, это перетягивает внимание, меняет перспективу восприятия места. Увидеть полный ансамбль площади — мавзолей, Спасскую башню и Собор Василия Блаженного — мешает каток. Но впечатление это не портит: у тех из нас, кто оказался в городе впервые, ком подступил к горлу, наконец-то они увидели вживую то, что двадцать лет наблюдали на картинках.

А от площади недалеко и до выставки! Первой серьезной остановке в нашем путешествии.

«Non/fiction» проводится на протяжении 20 лет. Каждый год издательства из разных уголков России и мира, приезжают в Москву, чтобы представить свой товар. Но книжной выставкой дело не ограничивается, еще здесь вручают премии «НОС», литературную премию Андрея Белого и переводческую премию «Мастер». На каждый день фестиваля запланированы выставки, лекции и автограф-сессии.

Немного дезориентирует внутренняя география выставки: направления одного издательства разбросаны по разным секторам ярмарки. Нужно время, чтобы освоиться и посмотреть всё. Провести на выставке час и впитать весь антураж не получится, ведь вокруг так много интересных книжных новинок, лекций и презентаций. Владимир Познер представил «Испанскую тетрадь», на полках издательства «Редакция Елены Шубиной» новые книжки Улицкой и Водолазкина. Non/fiction это то место, где вы идете по территории, поворачиваете голову, а в лектории сидит Гузель Яхина, автор романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои», и рассказывает про трудности и забавности перевода своих книг на французский, чешский и даже иранский языки.

После этого парк «Зарядье». Даже в декабре, без зелени и с пожухлой травой, он оставляет приятнейшие впечатления. Из колонок играет неназойливый джаз, и можно подняться на парящий мост — достопримечательность парка — за прекрасным видом на центр города. Да, отсюда видно всё: и офисы, и Кремль, и всю Красную площадь, и Гостиный двор, где идет «Non/fiction», и одни из самых недешевых многоэтажек столицы. И главное, всё как на ладони.

Следующая остановка: Российская государственная библиотека. Точнее музей книги, что при той библиотеке.

Для него отведен один из залов научно-исследовательского отдела редкой книги. Открыт музей в 1983 году. Здесь собрана уникальная коллекция печати, самые ранние экспонаты датируются XV веком. Можно увидеть удивительные образцы тиражной и индивидуальной графики, проследить этапы развития типографики, печати и письма, начиная с папирусов и глиняных табличек и заканчивая современными изданиями книг. Кульминация — 42-строчная Библия Иоганна Гуттенберга.

Та самая Библия — эталон печати. Что-то наподобие Джоконды от мира книги. Блестяще оформленная и практически идеально сохранившаяся, от эмоций на глазах появляются слезы, смотришь на книгу, затаив дыхание. Отвернувшись от стенда с одной Библией, вы видите другую, Острожскую, которую опубликовал славянский первопечатник Иван Федоров. Сердце трепещет. По сути, мы прошли своеобразную проверку на то, правильно ли выбрали специальность.

Мы не побывали на Арбате, на Патриарших прудах и Воробьевых гор не видели. В Москву нужно ехать на несколько дней, особенно когда проходят такие прекрасные выставки. И не будьте предвзяты к ней, Москва по-своему прекрасна.

Текст: Арсений Стаканов, 1-ГИД-11

Фото: Антонина Запольская, 1-ГИД-5